Трио Франца ХеллмюллераГитарное трио в джазе: формат, в котором сказать что-то принципиально новое уже почти невозможно. Если забыть о том, что новизна и самобытность — не в формате, а в головах у исполнителей и никак не связана с инструментальным составом конкретного коллектива. Трио гитариста Франца Хеллмюллера существует и активно концертирует с 2011 года. Срок весьма небольшой в абсолютных величинах, но весьма значительный применительно к современным джазовым реалиям, в которых срок жизни среднестатистических европейских джазовых проектов измеряется порой месяцами, а количество сыгранных концертов — парой дюжин. Причина проста — музыкантов, работающих в «прямолинейном» современном джазе, с каждым годом всё больше, площадок для него всё меньше, аудитория всё старше. И остаётся в этой, казалось бы, безнадёжной гонке в итоге лишь тот, кто не просто талантлив и имеет что сказать: тому, что на плаву, необходима ещё и выдающаяся упёртость, вера в свои силы и свой талант, бескомпромиссная нацеленность на результат. Хеллмюллер нередко демонстрирует эти качества и в обычных разговорах. В его интервью и высказываниях звучит один и тот же рефрен — жизнь штука сложная, основная выпавшая любому человеку доля — это постоянный вызов от окружающего мира, тяжесть и даже в каком-то смысле горе, и единственный способ жить и творить — это борьба. Звучит довольно пессимистично, однако именно в разумном пессимизме — ключ к пониманию того, что делает Франц. Его музыка, на первый взгляд своеобычно-европейская, глубже и насыщеннее, чем основная масса звучащего сегодня на европейских сценах. Его неброские на первый взгляд соло — результат долгого, вдумчивого, осмысленного поиска фраз и высказываний, его импровизационные взлёты — естественное и очень сильное в своём пафосе разрешение поставленных перед собой проблем. Хеллмюллер может быть откровенно лиричен, и это лирика сильного мужчины, готового нести ответственность за свои слова и поступки. Хеллмюллер может быть печален — и это печаль всё того же сильного мужчины, который знает, как её преодолеть. И Хеллмюллер может улыбаться — искренне, негромко, так, как улыбается сильный мужчина, не забывающий о том, что жизнь вовсе не одно сплошное удовольствие и игра. Хеллмюллер — заметная фигура на европейской джазовой школе и, во всяком случае, человек первого эшелона среди гитаристов. Его обучение началось ещё в 1996-м году в Американской школе современной музыки (базирующейся в Париже), продолжилось в Высшей школе музыки швейцарского Люцерна и завершилось специальным курсом под предводительством американца Дэйва Либмана — одного из наиболее известных в мире джазовых педагогов. Впрочем, это образование лишь базовое, а впоследствии были опыты работы и с очень разнообразными по инструментарию и стилям преподавателями, среди которых, например, бэндлидер Мария Шнайдер, гитаристы Курт Розенвинкель и Джон Аберкромби, пианист Симон Набатов и так далее. Одно лишь изучение этого списка позволяет понять область интересов Хеллмюллера: это комплексный современный джаз, основанный на авторской композиции и далёкий от «диктатуры ритма»; над музыкой Франца придётся думать, но зато и послевкусие она оставит вполне оригинальное.
|
JFC JAZZ CLUB |